Компания, разработавшая первый мультитул в мире, на себе прочувствовала выражение «через тернии к звездам». Рассказываем о череде неудач, поразительном упорстве и ценностях бренда Leatherman

Есть компании, названия которых давно вошли в обиход. Например, для нас бафы — это не только фирменные банданы Buff, но и все остальные аксессуары такого типа. Примерно так же и с Leatherman: когда мы думаем о мультитулах, то подразумеваем именно этот бренд. 

Попробуем разгадать секрет Leatherman и поговорим об истоках компании-первооткрывателя, а заодно поразмышляем о задачах мультитулов.

Простая история

Как и все истории легендарных брендов, рассказ о Leatherman начинается с обычного случая. В 1975 году Тим и Чау Лезерманы собрали свои немногочисленные сбережения и на стареньком Фиате пустились в путешествие по Европе. Стоит ли говорить, что краны в отелях постоянно протекали, а верный автомобиль регулярно капризничал. Из подручных инструментов у супругов оказался только скаутский нож — он стал заменой и отвертке, и кухонному ножу. Впрочем, по признанию Тима, больше всего тогда он мечтал о плоскогубцах. Возможно, поэтому они и послужили основой легендарных мультитулов, до которых оставалось еще несколько лет. 

Идея создать универсальный инструмент под разные нужды не только путешественника, но и простого человека превратилась в дело всей жизни. Тим думал, что на разработку прототипа уйдет месяц. Вместо этого он потратил 3 года, а до всеобщего признания оставалось еще больше. 

Первые конструкции из дерева даже отдалено не напоминали идеальный инструмент в голове инженера — так Лезерман начал учиться работать с металлом. Только к 1980 году получилось создать и запатентовать настоящий прототип, которым можно было пользоваться. И он получил название… нет, не то самое. Mr. Crutch («Мистер Опора») — под таким именем Лезерман показывал свой инструмент еще в кругу семьи.

Когда творческие и технические муки остались позади, настало время выходить на рынок. В ход пошли личные письма и посылки с образцами, чтобы компании собственноручно могли оценить прорывную идею. Интересно, что презентовался инструмент под названием «Карманный инструмент для выживания» (Pocket Survival Tool)— амбиции создателя давали о себе знать. 

Отказ следовал за отказом. Потенциальные покупатели не оценили карманного помощника: кто-то хвалил концепцию, но жаловался на реализацию, а кому-то мультитул казался бесполезным. Люди не привыкли видеть пассатижи, нож, отвертку и открывашку для бутылок в одном приспособлении и плохо понимали область его применения в бытовой жизни. Их можно понять: в лучшем случае период теста Mr. Crutch достигал неделю. Мало кому действительно необходимо пользоваться хоть какими-то инструментами каждый день, а экстренные ситуации происходят редко. По-настоящему ощутить практическую пользу мультитула можно только через месяцы и даже годы. 

Так продолжалось больше 3 лет, пока однажды не пришло письмо с заказом на сумму около 12 000 долларов. Компания Cabela’s запросила 500 инструментов — и это было первое коммерческое предложение к Лезерману. На тот момент он потратил 8 лет жизни на создание и продвижение своего изобретения. Шел 1983 год.

Может показаться, что это чистой воды удача, но на самом деле за ней стоял постоянный партнер и друг Лезермана — Стив Берлинер. Он имел опыт в выведении продуктов на рынок и долгое время наблюдал за Тимом. После очередного отказа Берлинер решил заняться проектом друга со словами: «Есть пара вещей, которые ты не пробовал». 

Благодаря Берлинеру мы узнали о мультитуле, который и сформировал наше представление о подручном домашнем инструменте, и даже имеем возможность опробовать классическую модель, напоминающую тот самый прототип. Leatherman Bond вдохновлен оригинальным инструментом из 70-х годов и включает необходимый минимум из 14 функций. Лаконичный и бюджетный вариант

Это деловое предложение и стало поворотным моментом, после которого компания начала приносить стабильный доход, превышающий показатели финансовых планов. Leatherman превратился в бренд и твердо занял свою нишу на рынке, а новые модели мультитула с разным набором инструментов не заставили себя ждать. 

Мультитулы Leatherman – инструменты на всю жизнь?

Что же такое мультитул Leatherman: случайный набор всех возможных инструментов или действительно необходимое приспособление? Одно вытекает из другого. 

Он недаром назывался «Карманный инструмент для выживания». Еще на этапе идеи мультитул играл роль этакой волшебной палочки для самых обычных людей. Вовсе не обязательно уметь профессионально пользоваться инструментами и выполнять сложные работы, ведь у вас всегда есть «Мистер Опора», на которого можно положиться в непредвиденных ситуациях: хоть кран подкрутить, хоть стропу разрезать. Поэтому большой набор инструментов логичен — так вы лучше готовы к вызовам путешествий, экстремального отдыха, повседневной жизни. Мультитул — это своего рода страховка от возможных проблем: большую часть времени вы можете о ней не вспоминать, но в нужный момент она обязательно выручит.    

За несколько десятилетий Leatherman обрел множество поклонников. Для кого-то мультитул это практичное приспособление, которое решает бытовые проблемы, а кому-то его передали родители как обязательный инструмент для самостоятельной жизни. Самые преданные из них утверждают, что мультитул спасал им жизнь в экстремальных ситуациях. Впрочем, некоторых людей знаменитый Leatherman разочаровал, поскольку он не заменяет профессиональные инструменты и ломается, если им пользоваться ежедневно и много. 

Как бы то ни было, ценности до сих пор важны и для Тима Лезермана, и для бренда. Мультитул Leatherman позиционируется как универсальное приобретение на десятилетия, которое сделает жизнь легче и даже безопаснее. Этим он и отрабатывает свою стоимость: Leatherman покупается навсегда. По крайней мере, сама компания в этом уверена, поскольку дает гарантию 25 лет на свои изделия — а это что-то да значит. 

Ключевая особенность мультитулов бренда — компактность. Он легко помещается в маленькую сумку или карманы одежды, а потому всегда с вами в любых ситуациях. С этой точки зрения он действительно может выручить в моменты, когда речь идет о жизни и смерти. Но предела совершенству нет, посчитали в Leatherman, и разработали мультитул, который стал еще ближе и доступнее, — наручные часы. Потерять их или забыть практически невозможно, поэтому аксессуар вполне можно назвать, по аналогии с первыми прототипами, «Наручный инструмент для выживания». Часы водонепроницаемые и ударопрочные, вмещают в себя 30 функций — элегантный выбор для заядлых путешественников.

Итоги 

Биография Тима Лезермана сейчас, возможно, не поражает, но точно заслуживает внимания. Это не чудесный рассказ, где все получилось легко и быстро, а настоящая история о том, как сложно воплотить мечту в прагматичную реальность — но возможно. За брендом Leatherman стоит сильная человеческая судьба и правильные принципы. Вероятно, запал ее основателя продолжает вдохновлять сотрудников компании в Портленде, где и производят легендарные мультитулы. Из этого небольшого американского города продукция Leatherman попадает прямо в наш магазин, и мы рады предложить вам избранный ассортимент бренда


Хотите получать актуальную информацию об экипировке самыми первыми? Подписывайтесь на наш YouTube-канал «ЭКИПLAND»! А чтобы не пропустить скидки и акции, вступайте в группу ВКонтакте и подписывайтесь на наши Telegram.

Остались вопросы? Позвоните на единый номер 8 (800) 777-52-68, и наши менеджеры с готовностью на них ответят.
Мы всегда рады видеть вас в наших розничных магазинах, которые находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Магазин в Москве:
м. Пролетарская, Малая Калитниковская ул., д. 9
Телефон: +7(499)350-83-48
Режим работы: ПН-ВС с 9:00 до 21:00

Магазин в Санкт-Петербурге:
м. Технологический институт / м. Фрунзенская, ул. Егорова, 25
Телефон: +7 (812) 309-53-80
Режим работы: ПН-ВС с 9:00 до 21:00
Именно здесь представлен самый полный ассортимент экипировки для активного отдыха.

Есть вопросы? Задавайте!